ДИРЕКТОР

Из опыта работы директора

29.11.2018

 О взаимодействии школы и общественности в обучении и воспитании подрастающего поколения

  (Из опыта работы директора МКОУ «Магарская средняя общеобразовательная школа» МО «Чародинский район»)

 

 38 лет, я работаю в МКОУ «Магарская СОШ» – единственное место моей педагогической деятельности.  Учитель, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе,директор- вехи моей педагогической деятельности. Я люблю свою работу, поэтому школа для меня – это моя жизнь.

Стаж работы - 22 года.

Ежегодно, подводя итоги очередного учебного года, я думал, какие задачи поставлю перед собой, своими коллегами на новый учебный год. Куда и как поведу я «школьный корабль», чтобы все участники образовательного процесса чувствовали себя комфортно, добивались ощутимых результатов в деятельности ученического и педагогического коллективов. Вопрос эффективности управления образовательным учреждением в современном обществе является актуальным для директора школы.

Но начинать надо с себя.

В рамках мини-исследования «Ключевые компетенции директора школы: личностные качества, управленческие умения, профессиональные знания» Способы и формы взаимосвязи школы с местным сообществом   я попросил педагогический коллектив отметить те качества, которыми, по их мнению, должен обладать директор школы. Среди личностных компетенций, с точки зрения респондентов, являются стрессоустойчивость, самостоятельность, ответственность. Из управленческих компетенций значимыми для коллег являются умение слушать и слышать (учителя часто доверяют мне свои проблемы), умение выделять главное, умение работать с информацией. Среди профессиональных знаний – знания теории управления, общей педагогики, общей и возрастной психологии, умение работать с людьми с учетом их особенностей и т.д.

Вполне компетентный подход к качествам руководителя! Коллеги всё понимают правильно, а значит правильно решают поставленные перед ними задачи, возникающие вопросы, реагируют на замечания и рекомендации.

У меня хорошие личные и профессиональные отношения с коллегами, с представителями местного сообщества, родительской общественности: главой сельского поселения, советами ветеранов, женщин, молодежной организацией, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, местным духовенством и другими.    Но почитать на лаврах не стоит! Поэтому, учась сам, вовлекаю в этот процесс педагогический коллектив, и все выше перечисленные структуры.

Что меня волнует в первую очередь? Конечно, компетентность и профессионализм педагогов. Поэтому большое внимание уделяю методической работе. В результате выстраивается система, цель которой – повышение профессионального мастерства учителей. Компоненты системы: курсовая переподготовка, включение учителей в конкурсы профессионального мастерства, неформальная организация методической работы в школе, участие в инновационной деятельности – направлены на достижение этой цели. За три года все пед. работники прошли курсы повышения квалификации.

Анализ работы методических объединений показал недостаточную эффективность их деятельности. Объединили в методические объединения учителей историко-филологического цикла и учителей естественно-научного цикла соответственно. Продолжили работу методические объединения учителей начальной школы и классных руководителей. Провели семинары для руководителей МО. И процесс пошёл! Сегодня мы можем говорить об активности этой структуры в образовательном процессе. Несомненно, существуют проблемы, например, самообразования учителей, взаимопосещения уроков и др., но администрация всячески создаёт условия для их решения.

Следующий шаг – проведение педагогических советов. Продумали тематику педагогических советов с учётом проблем и затруднений предыдущего учебного года:
К педагогическим советам готовимся неформально, практически всем коллективом. Заинтересованно знакомимся с теорией по данному вопросу, обсуждаем открытые уроки, выступления коллег. Процесс реализации решений строго контролируется. Результат – повышение качества уроков.

Появилась новая традиция – ежегодное проведение методической конференции «Методический рост учителя и качество образовательного процесса» под девизом «Обучать – значит вдвойне учиться».

На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме:

Результатом инновационной деятельности является участие многих учителей в вебинарах, в онлайн уроках, в мастер- классах, в творческих конкурсах и в инновационных площадках. Учителя математики успешно прошли всероссийское тестирование педагогов 2018 (Магомедов М.Х, Османов Х.А)

Начали печатать свои работы в Интернет - пространстве, создавать свои сайты. Что ценно, это личный выбор учителей. Моя задача – предложить, подсказать и поддержать.

И обсуждения среди учителей стали другие: не столько о контингенте, сколько о том, какую книгу приобрели, какие методы применил на уроке, что получилось, каковы конечные результаты, над чем следует поработать. Прекрасно!

Результатами методической работы за последние годы можно считать:

·         1-2-е места в муниципальном конкурсе «Классный самый классный», выступления на методических конференциях, заседаниях методических советов, объединений ОО, района, РД.

Следующее направление работы, которому я уделяю внимание, - это сохранение и преумножение школьных традиций. Это очень важно, так как школа находится в селе, не одно поколение жителей которого училось в ней. Жива память о зам. директоре по УВР Османове Абдурахиме Османовиче, который работал на этой должности более 30-ти лет.  Вот почему для меня было важно и значимо увековечить память заслуженного учителя РД. Организовал ежегодные районные олимпиады по математике в честь этого замечательного педагога.

Так что школа с традициями! Что налагает определённую ответственность.

В последние годы сложились такие традиции, как:

·         Проведение праздника единства и дружбы народов;
Профессиональные дни : учителя, пожилых людей и т.д.

·         «Дары осени»

·         проведение мероприятия к Дню Матери;Хочу такой сайт

·         встреча ученического актива с администрацией села, руководителями местного сообщества и общественных организаций;

·         конкурс личных портфолио;

·         проведение вечера встречи выпускников и др.
встреча с ветеранами локальных войн и труда.
Совместные экскурсионно-познавательные поездки в лучшие ОО республики, в достопримечательные места и музеи.

Традиционные мероприятия разноплановые, они направлены на формирование позитивного взаимодействия участников образовательного процесса, воспитательной среды, которая, в частности, является одним из компонентов воспитательной системы.
Для решения всех вопросов образования считаю создание управленческой команды.

Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям работы, мониторинг осуществления образовательного процесса. По окончании учебного года проводится анализ выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года. Одни из них решаются оперативно, другие ставятся во главу угла следующего учебного года. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.

Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.

Воспитательная работа в целом носит личностно ориентированный характер и направлена на развитие у обучающихся различного рода компетенций, расширение знаний, что, в свою очередь, отражается на качестве учебного процесса.

За последние  3 года стабильно повышается качество знаний учащихся на оценки 4-5 обучается  (37,2% ® 39% ® 42%), увеличилось количество отличников, выпускаются медалисты (2015 г. - 2 золотые медали, 2016 г. – 1 золотая медаль, 2017 г.-2 золотые медали ,, 2018 г.- 1 золотая медаль), отмечается успешное выступление в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников: муниципальный этап: 14 – 17 -13 победителей и призёров

региональный этап: 0 ® 1® 2 участники

Ученица 10 класса была участницей Всероссийской олимпиады школьников

Стабильность показателей учебной работы достигнута вследствие:

·         реализации программ «Одарённые дети», «Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков»;

·         включения учащихся (50 %) в предметные конкурсы, в которых они успешно участвуют;

·         системной внутришкольной оценки качества образования;

·         системной методической работы, о чём писал выше.
Школа ежегодно в рейтинге ОО занимает 1-3 места в районе

Что можно считать достижением в воспитательном процессе? Хорошее поведение учеников? Выполнение поручений? Отсутствие состоящих на учёте? Высокий процент занятости дополнительным образованием? Наверное, формально, всё это верно. Но мы знаем, что результаты воспитания – это долгосрочная перспектива, предполагающая, что выпускник состоялся в жизни. А для этого важно, чтобы в школе была сформирована воспитательная система.

С моей точки зрения, в нашей школе такая система есть. Это гуманистическая модель, цель которой – напитать сердце и душу ребенка «всеми лучшими,…возвышающими» образами. (Ш.А. Амонашвили).

Задача школы – включение учащихся в различные виды деятельности, чтобы дети развивались в соответствии с тремя фазами: становление, формирование, преобразование, а в конечном итоге стали социализированными, успешными, нравственными людьми.

Реализация воспитательной компоненты происходит за счёт проведения мероприятий ряда программ, а именно: «Духовно-нравственное воспитание учащихся» - встреча с Имамом района Абдурашидовым А.М, «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»- совместное мероприятие с сотрудниками МЧС, ЦРБ, ГАИ, ПДН и НАК. Программа внеурочной деятельности.

Достижениями в воспитательной работе считаю:
У нас нет трудно- воспитываемых детей, мальчики не курят, не употребляют наркотики и не припомню случая драки или какого либо преступления учащихся.
Нашей школой накоплен положительный опыт по патриотическому воспитанию учащихся.
За последний год определился круг мероприятий по данному направлению: «День единства народов Дагестана», «День героев Отечества», « День Конституции», « День Победы», « Подарок ветеранам». 
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”, - писал В.А. Сухомлинский. Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сегодня проблемой для школы являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Уже на линейке 1 Сентября после того, как дети зашли в школу, говорю всем присутствующим: «Все вопросы в школе решаются в пользу ребёнка!» В конце каждой встречи с родителями говорю о взаимодействии семьи и школы во имя благополучия ребёнка! Есть надежда, что меня слышат, так как со всеми проблемами приходят прежде всего в школу. В течение учебного года принимаю до 50-ти родителей по различным вопросам.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания. Учителя, классные руководители знают мою позицию и поддерживают её.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит через совместное участие в школьных мероприятиях: «День матери», «А ну-ка девочки», «Новогодний бал-маскарад», «Папа, мама и я – спортивная семья» и в других мероприятиях. Родители могут посещать уроки в любые дни, когда хотят познакомиться с работой ребёнка на уроке или требованиями учителя-предметника.
В заключение

 Считаю, что деятельность руководителя охватывает необходимые направления работы школы и имеет определённые результаты. Но всегда есть, к чему стремиться!

     

МКУ «Отдел Образования и культуры» МО «Чародинский район» после не однократных изучений и проверок, анализа убедился в правильности работы директора МКОУ «Магарская СОШ» Муртазалиева О.П, который обеспечивает эффективность и качество деятельности и считаем целесообразным опубликовать данный опыт в СМИ.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».