Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Магарская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МКОУ «Магарская СОШ» (протокол от 11.05.2021 №5 ) УТВЕРЖДЕНО приказом №170 МКОУ «Магарская СОШ» от 11.05.2021 года Директор МКОУ «Магарская СОШ» _______________ О.П. Муртазалиев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МКОУ «Магарская СОШ» на 2021-2025 гг. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МКОУ «Магарская СОШ» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования и Примерной региональной программы воспитания для образовательных организаций Республики Дагестан. Данная программа направлена на приобщение обучающихся школ Чародинского района к российским и дагестанским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МКОУ «Магарская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в МКОУ «Магарская СОШ» основывается на следующих принципах: - Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации; Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности; − Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социальнопедагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности; Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала; − Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми; Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; − Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т. д; - Основными традициями воспитания в МКОУ «Магарская СОШ» являются следующие: Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела); конструктивное межличностное, межклассное и межвозврастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований в рамках реализации подпрограмм «Время выбрало нас» и «Лестница моего успеха», на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, общей целью воспитания в МКОУ «Магарская СОШ» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, - реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; - инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ, ЮНАРМИЯ); - вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для: - усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, - самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника - развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем. К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: - становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций; - утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру; - развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. • знать и любить свою Родину; • беречь и охранять природу(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах; • не засорять улицы, леса, водоемы мусором; • стремиться узнавать что-то новое, ценить знания: • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; • быть вежливыми опрятным, скромным и приветлевым; -уважительно относиться к людям иной веры, национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями; • к родному языку как духовному богатсву народа; 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: - приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе: • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; • трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни; • опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления; • опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; • опыт природоохранных дел; • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций; • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; • опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы. 3.1. МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников. Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: • социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума; • городские методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию ученического самоуправления; • дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и поселка; • проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы; • торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героикопатриотическим воспитанием; • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел; • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела; • участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса. На индивидуальном уровне: • вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер; • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в МКОУ «Магарская СОШ» осуществляется следующим образом. На уровне школы: • через деятельность выборного Совета учащихся – Совета Лидеров, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п. На уровне классов: • через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел; • через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п. 3.3. МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету образовательной организации, школьное радио, сайт образовательной организации и т.п.) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления, РДШ и т.д.; • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; • школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающих интернет-сайт школы и группу в социальных сетях по направлению с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы; 3.4. МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. МОДУЛЬ. «КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализациявоспитательногопотенциалакурсоввнеурочнойдеятельностипроисходи т в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»); • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.7. МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО» Осуществляя работу с классом, педагог организует: • работу с классным коллективом; • индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; • работу с учителями, преподающими в данном классе; • работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с классным коллективом: • инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ, ЮНАРМИЯ; • поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; • организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героикопатриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие: − вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, − установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; • сплочение коллектива класса через: − игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков; − походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями; − празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т. д.; − регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. • мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; • мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении; • мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.8. МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МКОУ «Магарская СОШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: • общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На уровне класса: • классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации; • классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 3.9. МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» Одной из важнейших задач в деятельности школы является сохранение и укрепление здоровья детей. Питание в школьной столовой, осуществляется утром (завтрак) и в обед Обучающихся из малообеспеченных семей получают бесплатное питание В рамках дополнительного образования в школе работают кружки, секции «Волейбол», «Баскетбол», «Подвижные игры». Решению задачи здоровьесбережения способствует обширная просветительская деятельность, включающая в себя спортивно-оздоровительные мероприятия: • Спортивно-оздоровительные праздники (например, День здоровья, праздник «Золотая осень») • Спортивные соревнования по разным видам спорта. • Спартакиады (пионербол, волейбол, баскетбол, лапта, настольный теннис) • Конкурсы (конкурс рыцарей, «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья ) • Однодневные походы Тесным образом со здоровьесбережением связаны усилия школы по созданию безопасного жизненного пространства. Чрезвычайных ситуаций с нарушением систем жизнеобеспечения не было. Здание школы соответствует правилам СанПин, соблюдаются все требования к оборудованию кабинетов. Состояние образовательного учреждения позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности. Формированию культуры безопасности в образовательной среде, способности действовать в экстремальных ситуациях способствует система мероприятий школьного и районного уровня: • «Уроки безопасности» • Районная игра « Победа» • Смотр песни и строя, посвященный Дню Победы • Месячник «За безопасность на дорогах» • Проектная и исследовательская деятельность. 3.10. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МКОУ «Магарская СОШ» при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия; • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах. 3.11. МОДУЛЬ «МЫ В РДШ». Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающегопоколения,развитиедетейнаосновеихинтересовипотребностей,атакжеорг анизацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микро- климат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», Военно-споортивных игр «Зарница», «Орленок», ГТО; Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения и т. д. Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соц. сетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются: • участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях; • коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; • информационно-просветительские мероприятия; • разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся; • организация наставничества «Дети обучают детей» и др. 3.12. МОДУЛЬ «ДОВЕРИЕ» Данный модуль включает воспитательную работу, связанную с обеспечением защиты обучающихся от рисков девиантного поведения, употребления наркотиков, дорожного травматизма, сексуального насилия, подверженности идеологии экстремизма и терроризма. Задачами данного модуля являются: - социально-психологическое диагностирование, корректирование, консультирование законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних; - выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной деятельности; - защита прав детей; - устранение дефектов социализации и правовой социализации обучающихся; - использование технологий межведомственного взаимодействия, используемых в организации индивидуальной профилактической работы; - овладение навыками организации мониторинга по вопросам отнесенным. На школьном уровне - функционирование социально-психологической службы; - проведение тестирования, анкетирование, диагностики, коррекции; - организация лекториев для учащихся по возрастным группам; - вовлечение в работу по другим модулям в целях создания социально-значимого окружения учащихся На уровне класса - оказание наставнической помощи через хорошо подготовленных учащихся; - проведение квестов, бесед, круглых столов, тренингов; - взаимодействие с родителями На индивидуальном уровне - проведение индивидуальных бесед и бесед с родителями; - наблюдение и вовлечение обучающихся в общую работу класса; - организация досуга обучаемых 3.13. МОДУЛЬ «АГРОПОКОЛЕНИЕ». Агропромышленный комплекс является одной из ведущих базовых отраслей экономики Дагестана. В сельской местности республики проживает около 60% человек. В значительной степени сельское хозяйство определяет состояние всего народного хозяйства и уровень жизни населения. Произошедшая за последние годы миграция жителей гор на равнину, разрушение сельского хозяйства привели к потере у граждан чувства земли, навыков хозяйствования на ней. Именно поэтому в сельской школе республики необходимо вводить изучение основ почвоведения, растениеводства, плодоводства, животноводства, виноградарства и, наконец, экономики и сельскохозяйственного права. В связи с этим для Дагестана перспективными являются школы, профилированные по сельскому хозяйству, в которых наряду с решением общих задач будут реализовываться знания и навыки, необходимые в жизни – школы агробиологического профиля. С учетом особенностей местности рекомендуется использовать программы внеурочной деятельности агробиологического профиля. На внешкольном уровне - вводится курс «Основы почвоведения и овощеводства» в систему внеурочных занятий; -осуществляется сотрудничество с сельскохозяйственной академией; - создается пришкольный учебно-опытный участок. На индивидуальном уровне -укреплений знаний школьного курса «биология» и др. - укрепление чувства связи с землей; - осуществление экологического воспитания - участвовать в природоохранной деятельности, выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения и проектные работы. 3.14. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ» Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках перечисленных ниже видов и форм деятельности. Приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал экскурсий, походов и экспедиций, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: - регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»); - литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны; - поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым отрядом к местам боев Великой Отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов; - многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди обучающихся основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращении домой). • турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и родителей школьников, включающий в себя, например, соревнование по технике пешеходного туризма. • 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Предложенные ниже направления работы являются примерными, образовательная организация вправе уточнять и корректировать их, исходя из своих особенностей, связанных с расположением образовательной организации, ее статусом, контингентом обучающихся, а также важными для нее принципами и традициями воспитания). Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел; качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; качеством существующего в школе ученического самоуправления; качеством функционирующих на базе школы детских и молодежных общественных объединений; качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; качеством профориентационной работы школы; качеством работы школьных медиа; качеством организации предметно-эстетической среды школы; качеством взаимодействия школы и семей обучающихся. Из предложенных данных вопросов выбираются только те, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих модулях школьной программы воспитания. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Календарный план воспитательной работы на 2021 – 2025 гг. № пп Дела Классы Ориентировочное время проведения Ответственные Модуль «Ключевые общешкольные дела» 1 2 3 4 У школьного порога 10-11 01.09 кл руководители Месячник пожилого человека 10-11 октябрь кл руководители Акция «День отказа от курения» 10-11 19.11 Праздник «День матери» 10-11 Месячник полезных привычек 10-11 последняя суббота ноября ноябрь Новогодние праздники 10-11 декабрь зам директора по ВР зам директора по ВР зам директора по ВР, кл руководители кл руководители Творческий фестиваль «Профессии нашего времени» 10-11 апрель кл руководители Спортивный марафон 10-11 май В рамках работы школьного музея «Судьба семьи в судьбе страны» 10-11 Учитель физкультуры кл руководители 5 6 7 8 в течение года Оформление семейных экспозиций и проведение экскурсий по ним 9 Конференция «Судьба семьи в судьбе страны» Проект «Портфолио семьи» Проект «Мы – хранители памяти» День семьи 10-11 май кл руководители 10-11 март кл руководители 11 Игровые и интеллектуальные программы с участием семейных команд 1 Организация деятельности Совета учащихся 10 Модуль «Самоуправление» 9-11 в течение года зам директора по ВР Организация деятельности актива в 10-11 каждом классе. Проведение работы по формированию индивидуального облика классов, его брендирования В течение года Классные руководители Подведение итогов участия классов и отдельных учащихся в различных конкурсах и соревнованиях за честь школы и класса 10-11 каждую четверть зам директора по ВР Организация работы клуба Молодого избирателя 9-11 в течение года Абдулаев М.А. Участие в организации 10-11 организационно-деятельностных игр в рамках возможностей каждого класса 1раз в полугодие зам директора по ВР Встречи с директором актива классов 10-11 1 раз в год, апрель зам директора по ВР 10-11 7 Организация проектов, направленных на улучшение окружающей жизни не реже 1 раза в кл руководители полугодие 8 Организация работы отряда добровольцев 10-11 в течение года зам директора по ВР 10-11 в течение года 9 Организация советов дела по каждому ключевому делу зам директора по ВР Абдулаев М.А. 2 3 4 5 6 Модуль «Школьные медиа» Организация работы школьного медиацентра: 10-11 в течение года зам директора по ВР Медиауроки от 11 класса 11, 4-8 1 раз в месяц зам директора по ВР Выпуски классных газет, посвященных различным событиям 10-11 1 раз в месяц кл руководители выпуск школьных информационных бюллетеней по различным темам 1. 2. 3. конкурсы видеороликов подготовка материалов, рассказывающих об успешных учениках, педагогах, родителях, выпускниках школы 4 5. Подготовка материалов для опубликования на официальном школьном сайте, 10-11 1 раз в неделю зам директора по ВР Подготовка и обновление материалов, информирующих о безопасном поведении 10-11 1 раз в две недели зам директора по ВР Модуль «Школьный урок» 1 2 3 Открытые уроки для родителей 1-4 Организационно-деятельностная игра «День самоуправления» 1-4 Проект «Один необычный урок» . Организация и проведение уроков с использованием материала, ориентированного на формирование навыков жизнестойкости обучающихся (самооценка, самоконтроль и произвольность, ценностные ориентации, коммуникативная и социальная компетентность). 1-11 классные коллективы 2.10 классные руководители, совет дела 1 раз в четверть Учителяпредметники 15-20. 04 Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 1 2 3 4 название курса класс Краеведение 10 количество часов в неделю 1 ответственный Основы химического анализа 10 1 Абдулкаримов Ш.М. Абдулаев М.А. Спортивные игры 10 1 Гаджиев З.К. Финансовая грамотность 10 1 Абдулаев М.А. Модуль «Профориентация» Участие в предпрофильной подготовке Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее» 10 в течение года 10-11 в течение года Неделя профориентации 10-11 октябрь, март педагогпсихолог, кл руководители 4 Участие во Всероссийском проекте «Проектория» 10-11 в течение года кл руководители 8 – 11 в течение года Педагог- психолог 5 Поддерживать связь со специалистами Центра по профориентации, организовать тестирование на профпригодность 1. 2 3 классный руководитель классные руководители 6 Организовать трудовую деятельность учащихся в летний период 5 – 11 июнь – август Зам дир по ВР, кл. руководители Организовать КТД «День интересных профессий» 7-11 апрель зам дир по ВР 7 Модуль «Классное руководство» Заседание методического объединения Особенности планирования воспитательной работы на учебный год. Рабочая программа воспитания. Формы и методы работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Организация месячника безопасности движения Об итогах участия в деятельности Российского движения школьников Об итогах реализации грантового конкурса «Добро не уходит на каникулы» Организация работы по формированию рабочей программы воспитания Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Проектная деятельность. Проект «Я считаю» 10-11 26.08 зам директора по ВР 10-11 ноябрь зам директора по ВР 10-11 февраль Магомедов Г.А. 10-11 апрель Зам директора по ВР 10-11 5 Заседание методического Объединения Интерактивные технологии гражданскопатриотического воспитания О формах и методах организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся Проблемный семинар «Конфликтология для педагогов» 10-11 6 Методическая неделя классных руководителей октябрь, декабрь, январь, март март зам директора по ВР, педагогпсихолог Зам директора по ВР 10-11 7 Консультационный пункт для классных руководителей ежемесячно, индивидуально зам директора по ВР 1 2 3 4 Модуль «Работа с родителями» Индивидуальные консультации для родителей из семей группы риска с привлечением специалистов 10-11 последняя суббота месяца зам директора по ВР, педагогпсихолог Неделя правовых знаний 10-11 ноябрь 10-11 декабрь классные руководители классные руководители 10-11 октябрь, декабрь, март, май зам директора по ВР, классные руководители Тематические консультации для родителей 11 класса по подготовке к ЕГЭ 11 ежемесячно зам директора по УВР, кл рук. 10-11 в течение года Директор 7 Организовать взаимодействие с советом родителей школы Организовать работу Управляющего совета школы 10-11 в течение года Директор 8 1. 2 3 Родительские собрания привлечением специалистов с 4 Тематика педагогического лектория для родителей 10 класс Педагогический такт в воспитании юношества. Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде Воспитание гражданского долга у юношей и девушек. Самовоспитание в годы ранней юности. Организация безопасного пространства жизнедеятельности ребенка ( нарколог, юрист). 5 6 11 класс Семья и жизненное самоопределение выпускников Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде Любовь и дружелюбие – необходимая основа родительской позиции в общении со старшеклассниками Организация безопасного пространства жизнедеятельности ребенка 9 Организовать работу родительских комитетов в классах 1 Оздоровительная работа в период каникул 10-11 в течение года Классные руководители Модуль «Здоровье и безопасность» 2 3 4 5 6 7 8 В течение года Учитель физкультуры, кл руководители Октябрь, декабрь, март, май Учитель физкультуры Оформление уголка антинаркотического содержания для педагогов, родителей, учащихся Оформить постоянно действующую выставку в библиотеке «За здоровый образ жизни» Месячник полезных привычек 10-11 Сентябрь Социальный педагог Ноябрь Педагогбиблиотекарь Ноябрь Заместитель директора по ВР Проводить пропагандистские акции « В ХХ1 век – без вредных 10-11 привычек» Видеоуроки для учащихся, 10-11 педагогов, родителей по антинаркотической тематике Ноябрь, апрель Заместитель директора по ВР Индивидуальная работа по коррекции социально вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании) В течение года Педагог-психолог сентябрь Учитель физкультуры 5-11 сентябрь Учитель физкультуры Организация и проведение внутришкольного мероприятия «День здоровья» 10-11 10-11 декабрь 10-11 10 Участие во всероссийском массовом мероприятии «Кросс наций» Первенство школы по легкоатлетическому кроссу Легкоатлетический кросс на первенство района 5-11 сентябрь 11 Учитель физкультуры Проведение соревнований на первенство школы по волейболу 7-11 январь 12 Учитель физкультуры 8-11 13 Участие в соревнованиях на первенство района по волейболу январьфевраль. Учитель физкультуры Конкурс «А ну-ка, парни» 9-11 Февраль Гаджиев З.К. Магомедов Г.А. Участие в районных соревнованиях, 5-11 посвященных Дню Защитников Отечества Февраль Гаджиев З.К. Магомедов Г.А. 9 5 -11 14 15 16 17 Участие в районном конкурсе «А ну-ка, парни» 10-11 Февраль Гаджиев З.К. Магомедов Г.А. Организация сдачи нормативов комплекса ГТО 1-11 в течение года Учитель физкультуры Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Оформление фотозон к праздничным событиям: 1 сентября 1 10-11 классные руководители День рождения школы День матери День учителя 12.10 Новогодние праздники 27.11 5.10 20.12 Создание в каждом учебном кабинете Уголка безопасности 10-11 10 сентября кл руководители Новогоднее оформление школы 10-11 15 декабря кл руководители 10-11 15 апреля кл руководители 4 Оформление окон школы к Дню Победы. Всероссийская акция «Окна Победы» 10-11 март кл руководители 5 Конкурс проектов «Наш пришкольный участок» 10-11 6 Выставка творческих работ учащихся в течение года кл руководители 1 раз в четверть Операция «Школьный двор». Экологические субботники Участие в краевом грантовом конкурсе проектов по улучшению школьной предметнообразовательной среды «Я считаю» 10-11 сентябрь, апрель октябрь январь 2 3 7 8 10-11 кл руководители - зам дир по ВР, кл руководители Модуль «Мы в РДШ» 1 2 3 День единых действий «День знаний» 10-11 01.09 Абдурашидова П.М. РДШ - в центре событий 10-11 7-13.09 зам директора по ВР 28.09-4.10 зам директора по ВР Группа поддержки. Фото-зона. 10-11 Торжественная акция «Доброе утро, Учитель». Подготовка поздравительного видеоролика. День рождения школы. Фотозона. Поздравление с днем рождения от медиацентра школы. Акция «Горячая линия» с педагогами, ветеранами педагогического труда 10-11 12.10 зам директора по ВР Выборы актива РДШ. Организационно-деятельностная игра 10-11 12.10-18.10 зам директора по ВР День рождения РДШ 10-11 29.11. зам директора по ВР 10-11 23-29.11 классные руководители 7 «Моя мама в РДШ». Акция «Пятерка для мамы», поздравительная программа от медиацентра 10-11 1-3.12 Османова Р.Р. 8 Международный день добровольца. Информационная акция для учащихся школы День Героев Отечества. Участие во всероссийской программе «Тест по истории Отечества», посвященной событиям Великой Отечественной войны 10-11 2.12 Абдулкаримов Ш.М. Новогодние праздники. 10-11 Оформление школьных окон и здания. Творческая мастерская Деда Мороза. 15.12-25.12 классные руководители Акция памяти «Блокадный хлеб» 10-11 27.01 классные руководители «День науки» (всероссийский старт Года науки и технологии). 10-11 08.02 классные руководители «День книгодарения» 10-11 14.02. Библиотекарь «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» «День защитника Отечества» Соревнования «А ну-ка, парни» 10-11 15.02. Абдулкаримов Ш.М. 10-11 23.02 Гаджиев З.К. Магомедов Г.А. «Международный женский день». 10-11 7.03 классные руководители «День счастья» 10-11 20.03 классные руководители 4 5 6 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 «День историка» 28.03 Абдулкаримов Ш.М. Реализация Всероссийского проекта 10-11 «Классные встречи» «Будь здоров!» Акции и 10-11 мероприятия, оказывающие влияние на жизнь людей в локальном и глобальном масштабе. «Всемирный день здоровья» 10-11 в течение года зам директора по ВР Гаджиев З.К. 07.04 Гаджиев З.К. Османова Р.Р. «День космонавтики» 10-11 12.04 классные руководители «День защиты исторических памятников» 10-11 18.04 классные руководители. День Земли 10-11 22.04 Абдурашидова П.М. День Победы. Участие во всероссийских патриотических акциях «Георгиевская ленточка», «Окна Победы» «День музеев» 10-11 09.05. зам директора по ВР вожатая 10-11 18.05. зам директора по ВР «День детских организаций» 10-11 19.05 зам директора по ВР Вожатая зам директора по ВР 10-11 1.04-7.04 21 22 23 24 25 26 27 28 1 2 3 «Последний звонок» Проведение 10-11 тематических мероприятий, посвящённых окончанию школы Модуль «Доверие» Проведение родительского 1-11 всеобуча профилактической тематики в соответствии с планами профилактики классных руководителей Привлечение обучающихся к 1-11 культурно-досуговой деятельности (кружки, секции) 25.05 Формирование ответственного поведения. Вовлечение обучающихся в общественнозначимую, социальнополезную деятельность (волонтерство) Раз в четверть 1-11 Октябрь, Декабрь, Март зам по ВР классные руководители В течение года зам по ВР классные руководители соц. педагог зам по ВР классные руководители 4 Формирование психологической устойчивости к деструктивному воздействию медиапродукции. 1-11 Раз в четверть зам по ВР классные руководители Модуль «Агропоколение" 1 2 3 4 Анкетирование обучающихся 8-9 классов и родителей по выбору элективных курсов, 5-9 классов внеурочная деятельность Создание проектных работ в рамках реализации проекта «Агропоколение» Беседа, составление списка профессий. Обсуждение качеств, черт характера, необходимых для этой профессии. Условия труда. Пути получения профессии. Участие родителей и обучающихся в собрании агрокласса 5-9 октябрь зам по ВР классные руководители 5-11 В течение года 9-11 Февраль зам по ВР классные руководители зам по ВР классные руководители 5-11 Апрель зам по ВР классные руководители Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» 1 Посещение концертов 10-11 В течение года Классные руководители Поездки на представления в театр 10-11 Классные руководители Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия 10-11 По плану классного руководителя. По плану классного руководителя. 2 3 Классные руководители