Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Магарская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МКОУ «Магарская СОШ»
(протокол от 11.05.2021 №5 )
УТВЕРЖДЕНО
приказом №170 МКОУ «Магарская СОШ»
от 11.05.2021 года
Директор МКОУ «Магарская СОШ»
_______________ О.П. Муртазалиев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ МКОУ «Магарская
СОШ»
на 2021-2025 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МКОУ «Магарская СОШ» (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического
объединения
по
общему
образованию,
с
Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования
и Примерной региональной программы воспитания для образовательных организаций
Республики Дагестан.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся школ
Чародинского района к российским и дагестанским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы МКОУ «Магарская СОШ» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в
школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МКОУ «Магарская СОШ» основывается на следующих
принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и
прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а
так же при нахождении его в образовательной организации;
Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные
и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а
воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося,
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых
национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания
как условия его эффективности;
−
Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного
учреждения, всего педагогического коллектива в организации социальнопедагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание,
формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной,
внешкольной, общественно значимой деятельности;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через
создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный
идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и
самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе
формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках
гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет
обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом
идеала;
−
Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами
равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями,
учителем и другими значимыми взрослыми;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных
отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
−
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне
учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного
поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет
пример учителя, его внешний вид, культура общения и т. д;
-
Основными традициями воспитания в МКОУ «Магарская СОШ» являются
следующие:
Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до
участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного
дела);
конструктивное межличностное, межклассное и межвозврастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
ориентация на формирование, создание и активизацию ученического
самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских
общественных формирований в рамках реализации подпрограмм «Время выбрало нас»
и «Лестница моего успеха», на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
формирование корпуса классных руководителей, реализующего по
отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МКОУ «Магарская СОШ»
является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей,
способности
к
осуществлению
ответственного
выбора
собственной
индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения
педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в
достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию
новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные
возможности общешкольных ключевых дел,
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на
уроках;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию,
проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций
(РДШ, ЮНАРМИЯ);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление
коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и
положительного имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для:
- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут,
- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения школьника
- развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших
классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в
дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся
следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- становления
собственной жизненной позиции подростка, его собственных
ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
•
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
•
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
•
к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
•
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
•
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
•
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•
к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
•
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
•
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
•
знать и любить свою Родину;
•
беречь и охранять природу(ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах;
•
не засорять улицы, леса, водоемы мусором;
•
стремиться узнавать что-то новое, ценить знания:
•
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
•
быть вежливыми опрятным, скромным и приветлевым;
-уважительно относиться к людям иной веры, национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями;
•
к родному языку как духовному богатсву народа;
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел,
жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути
посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в
том числе и в школе, в то числе:
•
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
•
трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение
школьной жизни;
•
опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия
решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций
самоуправления;
•
опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
•
опыт природоохранных дел;
•
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
•
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
•
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
•
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
•
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
•
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми
разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы
из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
3.1. МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих
дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и
мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной
организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на
преобразование окружающего социума;
•
городские методические площадки для обучающихся и педагогов по
развитию ученического самоуправления;
•
дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в
рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы и поселка;
•
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
•
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и
мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и
на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы;
•
торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов
в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героикопатриотическим воспитанием;
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы
самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела;
•
участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных
на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического
самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
•
вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития
ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в МКОУ «Магарская СОШ» осуществляется
следующим образом.
На уровне школы:
•
через деятельность выборного Совета учащихся – Совета Лидеров,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы;
•
через работу постоянно действующих секторов по направлениям
деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и
т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т. п.
На уровне классов:
•
через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
•
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
•
через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
•
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т. п.
3.3. МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
•
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету
образовательной организации, школьное радио, сайт образовательной организации и
т.п.) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления,
РДШ и т.д.;
•
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
•
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающих интернет-сайт школы и группу в социальных сетях по
направлению с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности
к
образовательной организации, информационного продвижения ценностей и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации
вопросы;
3.4. МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
•
установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
•
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. МОДУЛЬ. «КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских коллективах традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализациявоспитательногопотенциалакурсоввнеурочнойдеятельностипроисходи
т в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие
их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу
другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное
общение.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников,
проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать
и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе,
его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и
спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само
обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.6. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
•
профориентационные часы общения, направленные на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
•
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
•
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;
•
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
•
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
•
участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
•
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
•
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
3.7. МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
•
работу с классным коллективом;
•
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
•
работу с учителями, преподающими в данном классе;
•
работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
•
инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
•
педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса,
детской социальной активности, в том числе и РДШ, ЮНАРМИЯ;
•
поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
•
организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему
класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка
(интеллектуально-познавательной,
гражданско-патриотической,
героикопатриотической,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:
− вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них,
− установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
•
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
•
сплочение коллектива класса через:
− игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие
самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и
навыков;
−
походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно
с родителями;
− празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши и т. д.;
− регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
•
мотивация исполнения существующих и выработка совместно с
обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
•
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
•
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
•
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а
в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
•
мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в
общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
•
мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие
в конкурсном и олимпиадном движении;
•
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
•
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
•
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•
привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
•
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
•
помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
•
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
•
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.8. МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Работа
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном
вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МКОУ
«Магарская СОШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На школьном уровне:
•
общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
•
родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением
специалистов;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
•
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
•
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
•
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.
На уровне класса:
•
классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов
воспитания и социализации детей их класса;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
•
классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
•
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.
На индивидуальном уровне:
•
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
•
участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
•
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
•
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (законных представителей).
3.9. МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ»
Одной из важнейших задач в деятельности школы является сохранение и укрепление здоровья
детей.
Питание в школьной столовой, осуществляется утром (завтрак) и в обед Обучающихся из
малообеспеченных семей получают бесплатное питание
В рамках дополнительного образования в школе работают кружки, секции «Волейбол»,
«Баскетбол», «Подвижные игры».
Решению задачи здоровьесбережения способствует обширная просветительская деятельность,
включающая в себя спортивно-оздоровительные мероприятия:
•
Спортивно-оздоровительные праздники (например, День здоровья, праздник «Золотая
осень»)
•
Спортивные соревнования по разным видам спорта.
•
Спартакиады (пионербол, волейбол, баскетбол, лапта, настольный теннис)
•
Конкурсы (конкурс рыцарей, «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», Конкурс «Папа,
мама, я – спортивная семья )
•
Однодневные походы
Тесным образом со здоровьесбережением связаны усилия школы по созданию безопасного
жизненного пространства.
Чрезвычайных ситуаций с нарушением систем жизнеобеспечения не было.
Здание школы соответствует правилам СанПин, соблюдаются все требования к оборудованию
кабинетов.
Состояние образовательного учреждения позволяет обеспечить соблюдение требований
пожарной безопасности.
Формированию культуры безопасности в образовательной среде, способности действовать в
экстремальных ситуациях способствует система мероприятий школьного и районного уровня:
•
«Уроки безопасности»
•
Районная игра « Победа»
•
Смотр песни и строя, посвященный Дню Победы
•
Месячник «За безопасность на дорогах»
•
Проектная и исследовательская деятельность.
3.10. МОДУЛЬ
«ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРЕДМЕТНО
-
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
СРЕДЫ»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МКОУ «Магарская СОШ»
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
•
оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
•
размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми
ит.п.);
•
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей,
оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны
активного и тихого отдыха;
•
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои
фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;
•
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
•
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни организации знаковых событий;
•
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;
•
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
3.11. МОДУЛЬ «МЫ В РДШ».
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание
подрастающегопоколения,развитиедетейнаосновеихинтересовипотребностей,атакжеорг
анизацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ
может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают
решение об участии в проектах РДШ.
РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося,
привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный
микро- климат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении.
Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе
такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»;
любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты»,
Военно-споортивных игр «Зарница», «Орленок», ГТО;
Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и
десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную
работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.
Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов юных инспекторов
дорожного движения и т. д.
Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в
работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички
школы и РДШ в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в
рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать
фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соц. сетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
• участие в днях единых действий и в совместных социально значимых
мероприятиях;
• коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
• информационно-просветительские мероприятия;
• разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
• организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
3.12. МОДУЛЬ «ДОВЕРИЕ»
Данный модуль включает воспитательную работу, связанную с обеспечением защиты
обучающихся от рисков девиантного поведения, употребления наркотиков, дорожного
травматизма, сексуального насилия, подверженности идеологии экстремизма и терроризма.
Задачами данного модуля являются:
- социально-психологическое диагностирование, корректирование, консультирование
законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних;
- выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной
деятельности;
- защита прав детей;
- устранение дефектов социализации и правовой социализации обучающихся;
- использование технологий межведомственного взаимодействия, используемых в
организации индивидуальной профилактической работы;
- овладение навыками организации мониторинга по вопросам отнесенным.
На школьном уровне
- функционирование социально-психологической службы;
- проведение тестирования, анкетирование, диагностики, коррекции;
- организация лекториев для учащихся по возрастным группам;
- вовлечение в работу по другим модулям в целях создания социально-значимого
окружения учащихся
На уровне класса
- оказание наставнической помощи через хорошо подготовленных учащихся;
- проведение квестов, бесед, круглых столов, тренингов;
- взаимодействие с родителями
На индивидуальном уровне
- проведение индивидуальных бесед и бесед с родителями;
- наблюдение и вовлечение обучающихся в общую работу класса;
- организация досуга обучаемых
3.13. МОДУЛЬ «АГРОПОКОЛЕНИЕ».
Агропромышленный комплекс является одной из ведущих базовых отраслей
экономики Дагестана. В сельской местности республики проживает около 60% человек. В
значительной степени сельское хозяйство определяет состояние всего народного
хозяйства и уровень жизни населения. Произошедшая за последние годы миграция
жителей гор на равнину, разрушение сельского хозяйства привели к потере у граждан
чувства земли, навыков хозяйствования на ней. Именно поэтому в сельской школе
республики необходимо вводить изучение основ почвоведения, растениеводства,
плодоводства,
животноводства,
виноградарства
и,
наконец,
экономики
и
сельскохозяйственного права. В связи с этим для Дагестана перспективными являются
школы, профилированные по сельскому хозяйству, в которых наряду с решением общих
задач будут реализовываться знания и навыки, необходимые в жизни – школы
агробиологического профиля. С учетом особенностей
местности рекомендуется
использовать программы внеурочной деятельности агробиологического профиля.
На внешкольном уровне
- вводится курс «Основы почвоведения и овощеводства» в систему внеурочных
занятий;
-осуществляется сотрудничество с сельскохозяйственной академией;
- создается пришкольный учебно-опытный участок.
На индивидуальном уровне
-укреплений знаний школьного курса «биология» и др.
- укрепление чувства связи с землей;
- осуществление экологического воспитания
- участвовать в природоохранной деятельности, выражать своё
отношение к природе через рисунки, сочинения и проектные
работы.
3.14. МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
перечисленных ниже видов и форм деятельности. Приведенный ниже перечень видов и форм
деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания
использует потенциал экскурсий, походов и экспедиций, то в данном модуле Программы ее
разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в
работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно
ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их
воспитанников. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые
в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в картинную
галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с
распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например:
«фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
- литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для
углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей,
произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны;
- поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым
отрядом к местам боев Великой Отечественной войны для поиска и захоронения останков
погибших советских воинов;
- многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного
образования и осуществляемые с обязательным привлечением обучающихся к коллективному
планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов),
коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному
проведению (распределение среди обучающихся основных видов работ и соответствующих им
ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у
вечернего походного костра и всего похода - по возвращении домой).
• турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников,
обучающихся и родителей школьников, включающий в себя, например, соревнование по
технике пешеходного туризма.
• 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам,
реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Предложенные ниже направления работы являются примерными, образовательная
организация вправе уточнять и корректировать их, исходя из своих особенностей, связанных с
расположением образовательной организации, ее статусом, контингентом обучающихся, а также
важными для нее принципами и традициями воспитания). Основными направлениями анализа
организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и
их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы детских и молодежных общественных
объединений;
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качеством профориентационной работы школы;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Из предложенных данных вопросов выбираются только те, которые помогут
проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих модулях школьной
программы воспитания.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Календарный план воспитательной работы на 2021 – 2025 гг.
№ пп Дела
Классы
Ориентировочное время
проведения
Ответственные
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
1
2
3
4
У школьного порога
10-11
01.09
кл руководители
Месячник пожилого человека
10-11
октябрь
кл руководители
Акция «День отказа от курения»
10-11
19.11
Праздник «День матери»
10-11
Месячник полезных привычек
10-11
последняя
суббота ноября
ноябрь
Новогодние праздники
10-11
декабрь
зам директора по
ВР
зам директора по
ВР
зам директора по
ВР, кл
руководители
кл руководители
Творческий фестиваль «Профессии
нашего времени»
10-11
апрель
кл руководители
Спортивный марафон
10-11
май
В рамках работы школьного музея
«Судьба семьи в судьбе страны»
10-11
Учитель
физкультуры
кл руководители
5
6
7
8
в течение года
Оформление семейных экспозиций
и проведение экскурсий по ним
9
Конференция «Судьба семьи в
судьбе страны»
Проект «Портфолио семьи»
Проект «Мы – хранители памяти»
День семьи
10-11
май
кл руководители
10-11
март
кл руководители
11
Игровые и интеллектуальные
программы с участием семейных
команд
1
Организация
деятельности
Совета учащихся
10
Модуль «Самоуправление»
9-11
в течение года
зам директора по
ВР
Организация деятельности актива в 10-11
каждом классе. Проведение работы
по формированию индивидуального
облика классов, его брендирования
В течение года
Классные
руководители
Подведение итогов участия классов
и отдельных учащихся в различных
конкурсах и соревнованиях за честь
школы и класса
10-11
каждую
четверть
зам директора по
ВР
Организация работы клуба
Молодого избирателя
9-11
в течение года
Абдулаев М.А.
Участие в организации
10-11
организационно-деятельностных
игр в рамках возможностей каждого
класса
1раз в
полугодие
зам директора по
ВР
Встречи с директором актива
классов
10-11
1 раз в год,
апрель
зам директора по
ВР
10-11
7
Организация проектов,
направленных на улучшение
окружающей жизни
не реже 1 раза в кл руководители
полугодие
8
Организация работы отряда
добровольцев
10-11
в течение года
зам директора по
ВР
10-11
в течение года
9
Организация советов дела по
каждому ключевому делу
зам директора по
ВР
Абдулаев М.А.
2
3
4
5
6
Модуль «Школьные медиа»
Организация работы школьного
медиацентра:
10-11
в течение года
зам директора по
ВР
Медиауроки от 11 класса
11, 4-8
1 раз в месяц
зам директора по
ВР
Выпуски классных газет,
посвященных различным событиям
10-11
1 раз в месяц
кл руководители
выпуск школьных
информационных бюллетеней по
различным темам
1.
2.
3.
конкурсы видеороликов
подготовка материалов,
рассказывающих об успешных
учениках, педагогах, родителях,
выпускниках школы
4
5.
Подготовка материалов для
опубликования на официальном
школьном сайте,
10-11
1 раз в неделю
зам директора по
ВР
Подготовка и обновление
материалов, информирующих о
безопасном поведении
10-11
1 раз в две
недели
зам директора по
ВР
Модуль «Школьный урок»
1
2
3
Открытые уроки для родителей
1-4
Организационно-деятельностная
игра «День самоуправления»
1-4
Проект «Один необычный урок» .
Организация и проведение уроков с
использованием материала,
ориентированного на
формирование навыков
жизнестойкости обучающихся
(самооценка, самоконтроль и
произвольность, ценностные
ориентации, коммуникативная и
социальная компетентность).
1-11
классные
коллективы
2.10
классные
руководители,
совет дела
1 раз в четверть Учителяпредметники
15-20. 04
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
1
2
3
4
название курса
класс
Краеведение
10
количество
часов в неделю
1
ответственный
Основы химического анализа
10
1
Абдулкаримов
Ш.М.
Абдулаев М.А.
Спортивные игры
10
1
Гаджиев З.К.
Финансовая грамотность
10
1
Абдулаев М.А.
Модуль «Профориентация»
Участие в предпрофильной
подготовке
Участие во Всероссийском проекте
«Билет в будущее»
10
в течение года
10-11
в течение года
Неделя профориентации
10-11
октябрь, март
педагогпсихолог, кл
руководители
4
Участие во Всероссийском проекте
«Проектория»
10-11
в течение года
кл руководители
8 – 11
в течение года
Педагог- психолог
5
Поддерживать связь со
специалистами Центра по
профориентации, организовать
тестирование на профпригодность
1.
2
3
классный
руководитель
классные
руководители
6
Организовать трудовую
деятельность учащихся в летний
период
5 – 11
июнь – август
Зам дир по ВР, кл.
руководители
Организовать КТД «День
интересных профессий»
7-11
апрель
зам дир по ВР
7
Модуль «Классное руководство»
Заседание методического
объединения
Особенности
планирования
воспитательной
работы на учебный год. Рабочая
программа воспитания.
Формы и методы работы классного
руководителя по профилактике
детского дорожно-транспортного
травматизма
Организация
месячника
безопасности движения
Об итогах участия в деятельности
Российского движения школьников
Об итогах реализации грантового
конкурса «Добро не уходит на
каникулы»
Организация
работы по
формированию рабочей программы
воспитания
Формы взаимодействия педагогов,
учащихся и родителей. Проектная
деятельность. Проект «Я считаю»
10-11
26.08
зам директора по
ВР
10-11
ноябрь
зам директора по
ВР
10-11
февраль
Магомедов Г.А.
10-11
апрель
Зам директора по
ВР
10-11
5
Заседание методического
Объединения Интерактивные
технологии гражданскопатриотического воспитания
О формах и методах организации
летнего отдыха и оздоровления
обучающихся
Проблемный семинар
«Конфликтология для педагогов»
10-11
6
Методическая неделя классных
руководителей
октябрь,
декабрь,
январь, март
март
зам директора по
ВР, педагогпсихолог
Зам директора по
ВР
10-11
7
Консультационный пункт для
классных руководителей
ежемесячно,
индивидуально
зам директора по
ВР
1
2
3
4
Модуль «Работа с родителями»
Индивидуальные консультации для
родителей из семей группы риска с
привлечением специалистов
10-11
последняя
суббота месяца
зам директора по
ВР, педагогпсихолог
Неделя правовых знаний
10-11
ноябрь
10-11
декабрь
классные
руководители
классные
руководители
10-11
октябрь,
декабрь, март,
май
зам директора по
ВР, классные
руководители
Тематические консультации для
родителей 11 класса по подготовке
к ЕГЭ
11
ежемесячно
зам директора по
УВР, кл рук.
10-11
в течение года
Директор
7
Организовать взаимодействие с
советом родителей школы
Организовать работу
Управляющего совета школы
10-11
в течение года
Директор
8
1.
2
3
Родительские
собрания
привлечением специалистов
с
4
Тематика педагогического лектория
для родителей
10 класс
Педагогический такт в воспитании
юношества.
Профилактика экстремизма и
формирование толерантности в
молодежной среде
Воспитание гражданского долга у
юношей и девушек.
Самовоспитание в годы ранней
юности.
Организация безопасного
пространства
жизнедеятельности ребенка (
нарколог, юрист).
5
6
11 класс
Семья и жизненное
самоопределение выпускников
Профилактика экстремизма и
формирование толерантности в
молодежной среде
Любовь и дружелюбие –
необходимая основа родительской
позиции в общении со
старшеклассниками
Организация безопасного
пространства жизнедеятельности
ребенка
9
Организовать работу родительских
комитетов в классах
1
Оздоровительная работа в период
каникул
10-11
в течение года
Классные
руководители
Модуль «Здоровье и безопасность»
2
3
4
5
6
7
8
В течение года
Учитель
физкультуры, кл
руководители
Октябрь,
декабрь, март,
май
Учитель
физкультуры
Оформление уголка
антинаркотического содержания
для педагогов, родителей, учащихся
Оформить постоянно действующую
выставку в библиотеке «За
здоровый образ жизни»
Месячник полезных привычек
10-11
Сентябрь
Социальный
педагог
Ноябрь
Педагогбиблиотекарь
Ноябрь
Заместитель
директора по ВР
Проводить пропагандистские акции
« В ХХ1 век – без вредных
10-11
привычек»
Видеоуроки для учащихся,
10-11
педагогов, родителей по
антинаркотической тематике
Ноябрь, апрель
Заместитель
директора по ВР
Индивидуальная работа по
коррекции социально вредных
привычек (табакокурения,
алкоголизма, наркомании)
В течение года
Педагог-психолог
сентябрь
Учитель
физкультуры
5-11
сентябрь
Учитель
физкультуры
Организация и проведение
внутришкольного мероприятия
«День здоровья»
10-11
10-11
декабрь
10-11
10
Участие во всероссийском
массовом мероприятии «Кросс
наций»
Первенство школы по
легкоатлетическому кроссу
Легкоатлетический кросс на
первенство района
5-11
сентябрь
11
Учитель
физкультуры
Проведение соревнований на
первенство школы по волейболу
7-11
январь
12
Учитель
физкультуры
8-11
13
Участие в соревнованиях на
первенство района по волейболу
январьфевраль.
Учитель
физкультуры
Конкурс «А ну-ка, парни»
9-11
Февраль
Гаджиев З.К.
Магомедов Г.А.
Участие в районных соревнованиях, 5-11
посвященных Дню Защитников
Отечества
Февраль
Гаджиев З.К.
Магомедов Г.А.
9
5 -11
14
15
16
17
Участие в районном конкурсе «А
ну-ка, парни»
10-11
Февраль
Гаджиев З.К.
Магомедов Г.А.
Организация сдачи нормативов
комплекса ГТО
1-11
в течение года
Учитель
физкультуры
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Оформление фотозон к
праздничным событиям:
1 сентября
1
10-11
классные
руководители
День рождения школы День матери
День учителя
12.10
Новогодние праздники
27.11
5.10
20.12
Создание в каждом учебном
кабинете Уголка безопасности
10-11
10 сентября
кл руководители
Новогоднее оформление школы
10-11
15 декабря
кл руководители
10-11
15 апреля
кл руководители
4
Оформление окон школы к Дню
Победы. Всероссийская акция
«Окна Победы»
10-11
март
кл руководители
5
Конкурс проектов «Наш
пришкольный участок»
10-11
6
Выставка творческих работ
учащихся
в течение года
кл руководители
1 раз в четверть
Операция «Школьный двор».
Экологические субботники
Участие в краевом грантовом
конкурсе проектов по улучшению
школьной предметнообразовательной среды «Я считаю»
10-11
сентябрь,
апрель
октябрь
январь
2
3
7
8
10-11
кл руководители
-
зам дир по ВР, кл
руководители
Модуль «Мы в РДШ»
1
2
3
День единых действий «День
знаний»
10-11
01.09
Абдурашидова
П.М.
РДШ - в центре событий
10-11
7-13.09
зам директора по
ВР
28.09-4.10
зам директора по
ВР
Группа поддержки. Фото-зона.
10-11
Торжественная акция «Доброе утро,
Учитель».
Подготовка поздравительного
видеоролика.
День рождения школы. Фотозона.
Поздравление с днем рождения от
медиацентра школы. Акция
«Горячая линия» с педагогами,
ветеранами педагогического труда
10-11
12.10
зам директора по
ВР
Выборы актива РДШ.
Организационно-деятельностная
игра
10-11
12.10-18.10
зам директора по
ВР
День рождения РДШ
10-11
29.11.
зам директора по
ВР
10-11
23-29.11
классные
руководители
7
«Моя мама в РДШ». Акция
«Пятерка для мамы»,
поздравительная программа от
медиацентра
10-11
1-3.12
Османова Р.Р.
8
Международный день добровольца.
Информационная акция для
учащихся школы
День Героев Отечества. Участие во
всероссийской программе «Тест по
истории Отечества», посвященной
событиям Великой Отечественной
войны
10-11
2.12
Абдулкаримов
Ш.М.
Новогодние праздники.
10-11
Оформление школьных окон и
здания. Творческая мастерская Деда
Мороза.
15.12-25.12
классные
руководители
Акция памяти «Блокадный хлеб»
10-11
27.01
классные
руководители
«День науки» (всероссийский старт
Года науки и технологии).
10-11
08.02
классные
руководители
«День книгодарения»
10-11
14.02.
Библиотекарь
«День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества»
«День защитника Отечества»
Соревнования «А ну-ка, парни»
10-11
15.02.
Абдулкаримов
Ш.М.
10-11
23.02
Гаджиев З.К.
Магомедов Г.А.
«Международный женский день».
10-11
7.03
классные
руководители
«День счастья»
10-11
20.03
классные
руководители
4
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
«День историка»
28.03
Абдулкаримов
Ш.М.
Реализация Всероссийского проекта 10-11
«Классные встречи»
«Будь здоров!» Акции и
10-11
мероприятия, оказывающие
влияние на жизнь людей в
локальном и глобальном масштабе.
«Всемирный день здоровья»
10-11
в течение года
зам директора по
ВР
Гаджиев З.К.
07.04
Гаджиев З.К.
Османова Р.Р.
«День космонавтики»
10-11
12.04
классные
руководители
«День защиты исторических
памятников»
10-11
18.04
классные
руководители.
День Земли
10-11
22.04
Абдурашидова
П.М.
День Победы. Участие во
всероссийских патриотических
акциях «Георгиевская ленточка»,
«Окна Победы»
«День музеев»
10-11
09.05.
зам директора по
ВР
вожатая
10-11
18.05.
зам директора по
ВР
«День детских организаций»
10-11
19.05
зам директора по
ВР
Вожатая
зам директора по
ВР
10-11
1.04-7.04
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
«Последний звонок» Проведение
10-11
тематических мероприятий,
посвящённых окончанию школы
Модуль «Доверие»
Проведение родительского
1-11
всеобуча профилактической
тематики в соответствии с планами
профилактики классных
руководителей
Привлечение обучающихся к
1-11
культурно-досуговой деятельности
(кружки, секции)
25.05
Формирование ответственного
поведения. Вовлечение
обучающихся в
общественнозначимую, социальнополезную деятельность
(волонтерство)
Раз в четверть
1-11
Октябрь,
Декабрь,
Март
зам по ВР
классные
руководители
В течение года
зам по ВР
классные
руководители
соц. педагог
зам по ВР
классные
руководители
4
Формирование психологической
устойчивости к деструктивному
воздействию медиапродукции.
1-11
Раз в четверть
зам по ВР
классные
руководители
Модуль «Агропоколение"
1
2
3
4
Анкетирование обучающихся 8-9
классов и родителей по выбору
элективных курсов, 5-9 классов
внеурочная деятельность
Создание проектных работ в рамках
реализации проекта
«Агропоколение»
Беседа, составление списка
профессий.
Обсуждение качеств, черт
характера, необходимых для этой
профессии.
Условия труда. Пути получения
профессии.
Участие родителей и обучающихся
в собрании агрокласса
5-9
октябрь
зам по ВР
классные
руководители
5-11
В течение года
9-11
Февраль
зам по ВР
классные
руководители
зам по ВР
классные
руководители
5-11
Апрель
зам по ВР
классные
руководители
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
1
Посещение концертов
10-11
В течение года
Классные
руководители
Поездки на представления в театр
10-11
Классные
руководители
Экскурсии в музеи, пожарную
часть, предприятия
10-11
По плану
классного
руководителя.
По плану
классного
руководителя.
2
3
Классные
руководители