ДИРЕКТОР
Из опыта работы директора
29.11.2018
О взаимодействии школы и общественности в обучении и воспитании подрастающего поколения
(Из опыта работы директора
МКОУ «Магарская средняя общеобразовательная школа» МО «Чародинский район»)
38 лет, я работаю в МКОУ «Магарская СОШ» –
единственное место моей педагогической деятельности. Учитель, социальный педагог, заместитель
директора по воспитательной работе,директор- вехи моей педагогической
деятельности. Я люблю свою работу, поэтому школа для меня – это моя жизнь.
Стаж
работы - 22 года.
Ежегодно,
подводя итоги очередного учебного года, я думал, какие задачи поставлю перед
собой, своими коллегами на новый учебный год. Куда и как поведу я «школьный
корабль», чтобы все участники образовательного процесса чувствовали себя комфортно,
добивались ощутимых результатов в деятельности ученического и педагогического
коллективов. Вопрос эффективности управления образовательным учреждением в
современном обществе является актуальным для директора школы.
Но
начинать надо с себя.
В
рамках мини-исследования «Ключевые компетенции директора школы: личностные
качества, управленческие умения, профессиональные знания» Способы и формы
взаимосвязи школы с местным сообществом я попросил педагогический коллектив отметить
те качества, которыми, по их мнению, должен обладать директор школы. Среди
личностных компетенций, с точки зрения респондентов, являются
стрессоустойчивость, самостоятельность, ответственность. Из управленческих
компетенций значимыми для коллег являются умение слушать и слышать (учителя часто
доверяют мне свои проблемы), умение выделять главное, умение работать с
информацией. Среди профессиональных знаний – знания теории управления, общей
педагогики, общей и возрастной психологии, умение работать с людьми с учетом их
особенностей и т.д.
Вполне
компетентный подход к качествам руководителя! Коллеги всё понимают правильно, а
значит правильно решают поставленные перед ними задачи, возникающие вопросы,
реагируют на замечания и рекомендации.
У
меня хорошие личные и профессиональные отношения с коллегами, с представителями
местного сообщества, родительской общественности: главой сельского поселения,
советами ветеранов, женщин, молодежной организацией, учреждениями культуры, спорта,
здравоохранения, местным духовенством и другими. Но
почитать на лаврах не стоит! Поэтому, учась сам, вовлекаю в этот процесс
педагогический коллектив, и все выше перечисленные структуры.
Что
меня волнует в первую очередь? Конечно, компетентность и профессионализм
педагогов. Поэтому большое внимание уделяю методической работе. В результате
выстраивается система, цель которой – повышение профессионального мастерства
учителей. Компоненты системы: курсовая переподготовка, включение учителей в
конкурсы профессионального мастерства, неформальная организация методической
работы в школе, участие в инновационной деятельности – направлены на достижение
этой цели. За три года все пед. работники прошли курсы повышения квалификации.
Анализ
работы методических объединений показал недостаточную эффективность их
деятельности. Объединили в методические объединения учителей
историко-филологического цикла и учителей естественно-научного цикла
соответственно. Продолжили работу методические объединения учителей начальной
школы и классных руководителей. Провели семинары для руководителей МО. И
процесс пошёл! Сегодня мы можем говорить об активности этой структуры в
образовательном процессе. Несомненно, существуют проблемы, например,
самообразования учителей, взаимопосещения уроков и др., но администрация
всячески создаёт условия для их решения.
Следующий
шаг – проведение педагогических советов. Продумали тематику педагогических
советов с учётом проблем и затруднений предыдущего учебного года:
К педагогическим советам готовимся неформально, практически всем коллективом.
Заинтересованно знакомимся с теорией по данному вопросу, обсуждаем открытые
уроки, выступления коллег. Процесс реализации решений строго контролируется. Результат
– повышение качества уроков.
Появилась
новая традиция – ежегодное проведение методической конференции «Методический
рост учителя и качество образовательного процесса» под девизом «Обучать –
значит вдвойне учиться».
На
протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме:
Результатом
инновационной деятельности является участие многих учителей в вебинарах, в онлайн
уроках, в мастер- классах, в творческих конкурсах и в инновационных площадках. Учителя
математики успешно прошли всероссийское тестирование педагогов 2018 (Магомедов М.Х,
Османов Х.А)
Начали
печатать свои работы в Интернет - пространстве, создавать свои сайты. Что
ценно, это личный выбор учителей. Моя задача – предложить, подсказать и
поддержать.
И
обсуждения среди учителей стали другие: не столько о контингенте, сколько о
том, какую книгу приобрели, какие методы применил на уроке, что получилось, каковы
конечные результаты, над чем следует поработать. Прекрасно!
Результатами
методической работы за последние годы можно считать:
·
1-2-е
места в муниципальном конкурсе «Классный самый классный», выступления на
методических конференциях, заседаниях методических советов, объединений ОО,
района, РД.
Следующее
направление работы, которому я уделяю внимание, - это сохранение и преумножение
школьных традиций. Это очень важно, так как школа находится в селе, не одно
поколение жителей которого училось в ней. Жива память о зам. директоре по УВР
Османове Абдурахиме Османовиче, который работал на этой должности более 30-ти
лет. Вот почему для меня было важно и
значимо увековечить память заслуженного учителя РД. Организовал ежегодные
районные олимпиады по математике в честь этого замечательного педагога.
Так
что школа с традициями! Что налагает определённую ответственность.
В
последние годы сложились такие традиции, как:
·
Проведение
праздника единства и дружбы народов;
Профессиональные дни : учителя, пожилых людей и т.д.
·
«Дары
осени»
·
проведение
мероприятия к Дню Матери;
·
встреча
ученического актива с администрацией села, руководителями местного сообщества и
общественных организаций;
·
конкурс
личных портфолио;
·
проведение
вечера встречи выпускников и др.
встреча с ветеранами локальных войн и труда.
Совместные экскурсионно-познавательные поездки в лучшие ОО республики, в
достопримечательные места и музеи.
Традиционные
мероприятия разноплановые, они направлены на формирование позитивного
взаимодействия участников образовательного процесса, воспитательной среды,
которая, в частности, является одним из компонентов воспитательной системы.
Для решения всех вопросов образования считаю создание управленческой команды.
Важным
моментом в организации деятельности управленческой команды школы является
планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным
направлениям работы, мониторинг осуществления образовательного процесса. По
окончании учебного года проводится анализ выполненных действий и достигнутых
результатов. Выявляются проблемы. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё
и те проблемы, которые возникают в течение учебного года. Одни из них решаются
оперативно, другие ставятся во главу угла следующего учебного года. Фактически
получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды,
должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем
процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой
деятельности.
Именно
мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным,
выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на
совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность
учебной и воспитательной работы в целом.
Воспитательная
работа в целом носит личностно ориентированный характер и направлена на
развитие у обучающихся различного рода компетенций, расширение знаний, что, в
свою очередь, отражается на качестве учебного процесса.
За
последние 3 года стабильно повышается
качество знаний учащихся на оценки 4-5 обучается (37,2% ® 39% ® 42%), увеличилось количество отличников,
выпускаются медалисты (2015 г. - 2 золотые медали, 2016 г. – 1 золотая медаль,
2017 г.-2 золотые медали ,, 2018 г.- 1 золотая медаль), отмечается успешное
выступление в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады
школьников: муниципальный этап: 14 – 17 -13 победителей и призёров
региональный
этап: 0 ® 1® 2 участники
Ученица
10 класса была участницей Всероссийской олимпиады школьников
Стабильность
показателей учебной работы достигнута вследствие:
·
реализации
программ «Одарённые дети», «Формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков»;
·
включения
учащихся (50 %) в предметные конкурсы, в которых они успешно участвуют;
·
системной
внутришкольной оценки качества образования;
·
системной
методической работы, о чём писал выше.
Школа ежегодно в рейтинге ОО занимает 1-3 места в районе
Что
можно считать достижением в воспитательном процессе? Хорошее поведение
учеников? Выполнение поручений? Отсутствие состоящих на учёте? Высокий процент
занятости дополнительным образованием? Наверное, формально, всё это верно. Но
мы знаем, что результаты воспитания – это долгосрочная перспектива,
предполагающая, что выпускник состоялся в жизни. А для этого важно, чтобы в
школе была сформирована воспитательная система.
С
моей точки зрения, в нашей школе такая система есть. Это гуманистическая
модель, цель которой – напитать сердце и душу ребенка «всеми
лучшими,…возвышающими» образами. (Ш.А. Амонашвили).
Задача
школы – включение учащихся в различные виды деятельности, чтобы дети
развивались в соответствии с тремя фазами: становление, формирование,
преобразование, а в конечном итоге стали социализированными, успешными,
нравственными людьми.
Реализация
воспитательной компоненты происходит за счёт проведения мероприятий ряда
программ, а именно: «Духовно-нравственное воспитание учащихся» - встреча с
Имамом района Абдурашидовым А.М, «Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни»- совместное мероприятие с сотрудниками МЧС,
ЦРБ, ГАИ, ПДН и НАК. Программа внеурочной деятельности.
Достижениями
в воспитательной работе считаю:
У нас нет трудно- воспитываемых детей, мальчики не курят, не употребляют
наркотики и не припомню случая драки или какого либо преступления учащихся.
Нашей школой накоплен положительный опыт по патриотическому воспитанию
учащихся.
За последний год определился круг мероприятий по данному направлению: «День единства
народов Дагестана», «День героев Отечества», « День Конституции», « День
Победы», « Подарок ветеранам».
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”, - писал В.А. Сухомлинский.
Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной воспитательной
деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на
развитие личности ребёнка. Сегодня проблемой для школы являются организационные
вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому,
что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Уже
на линейке 1 Сентября после того, как дети зашли в школу, говорю всем
присутствующим: «Все вопросы в школе решаются в пользу ребёнка!» В конце каждой
встречи с родителями говорю о взаимодействии семьи и школы во имя благополучия
ребёнка! Есть надежда, что меня слышат, так как со всеми проблемами приходят
прежде всего в школу. В течение учебного года принимаю до 50-ти родителей по
различным вопросам.
Большинство
родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать.
Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем
помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания. Учителя,
классные руководители знают мою позицию и поддерживают её.
Вовлечение
родителей в учебно-воспитательный процесс происходит через совместное участие в
школьных мероприятиях: «День матери», «А ну-ка девочки», «Новогодний
бал-маскарад», «Папа, мама и я – спортивная семья» и в других мероприятиях.
Родители могут посещать уроки в любые дни, когда хотят познакомиться с работой
ребёнка на уроке или требованиями учителя-предметника.
В заключение
Считаю, что деятельность руководителя охватывает
необходимые направления работы школы и имеет определённые результаты. Но всегда
есть, к чему стремиться!
МКУ «Отдел Образования и культуры» МО «Чародинский район» после не однократных изучений и проверок, анализа убедился в правильности работы директора МКОУ «Магарская СОШ» Муртазалиева О.П, который обеспечивает эффективность и качество деятельности и считаем целесообразным опубликовать данный опыт в СМИ.